В Элисте состоялся вечер памяти первого профессионального скульптора Калмыкии Никиты Санджиева
В Элисте состоялся вечер памяти, посвященный 90-летнему юбилею народного художника России Никиты Санджиева. Он первый профессиональный скульптор Калмыкии, с именем которого неразрывно связана история и развитие национального искусства.
Путь Никиты Санджиева в большое искусство можно назвать нетипичным. И все же его судьба не является исключительной. Она очень схожа с судьбами многих его сверстников, которые прошли войну, испытания депортации. Но при этом смогли проявить природные дарования и занять достойное место в жизни. Об этом говорили те, кто пришел на вечер памяти, — известные художники, поэты, сотрудники музея. Скульптор Петр Тазаев был лично знаком с Санджиевым. Ему было всего 14 лет. Их встреча произошла вдали от родных мест, в Сибири. Тогда они не предполагали, что искусство станет делом всей жизни.
И как любое подлинное искусство, самобытное творчество калмыцкого скульптора близко и понятно не только его землякам, но и вызывает живой интерес по всей стране. Его уникальные композиции украшают степной город и районы республики. Воссоздать в скульптуре образ Оки Ивановича Городовикова было его заветной мечтой, вспоминают коллеги Санджиева. Он прекрасно сознавал масштаб личности Гороовикова: и как видного военачальника, и как одного из ярких представителей калмыцкого народа, воплотившего в себе лучшие черты национального характера. Никита Санджиев известен широкой публике как автор мемориального комплекса в парке «Дружба». Его привлекает портретный жанр, который позволяет запечатлеть различные человеческие характеры и темпераменты, которые также наполнены глубокой мыслью и теплотой души, как и шедевры, созданные рукой мастера.
На вечере памяти присутствовали и дети Санджиева. Сын Давид рассказывает, что отец запомнился трудолюбивым и целеустремленным человеком. Хотя Давид не пошел по его стопам, как старший брат Дмитрий, имя которого известно далеко за пределами нашей страны, но все же считает себя человеком творческим. Много времени он проводил в мастерской, точил гранит и мрамор для будущих фигур.
Все, что было пережито нашим народом, беды и тяготы, радости и победы вошли в биографию Никиты Санджиева. Детство его прошло в сельском школе-интернате и в Вознесеновском детском доме. Болха Эрендженова вспоминает, что будущий скульптор не расставался с карандашом и бумагой. Всегда что-то рисовал и творил. Хотя, как известно, со своим призванием он определился далеко не сразу. Прежде чем стать художником, Санджиев освоил ряд профессий.
По воспоминания современников, в жизни скульптора было немало творческих взлетов и неудач, но уже ничто не могло заставить свернуть его с окончательно избранного пути, имя которому искусство.
Ольга Эняева, Эрдни Эрендженов