5 октября, 01:47
 15 °C
56,17
58,79
  • BANNER
Анонс
  • Вести «Калмыкия»: смотрите ежедневно на телеканале «Россия 1»
  • Главные новости Калмыкии в еженедельном выпуске «Местное время. Воскресенье»
  • Слушайте Радио России — 102,7 FM
21 декабря 2012, 21:27

Обращение Алексея Орлова о социально-экономическом и общественно-политическом развитии Калмыкии в 2013 году

Обращение Алексея Орлова о социально-экономическом и общественно-политическом развитии Калмыкии в 2013 году

Глава Калмыкии Алексей Орлов на расширенном заседании Народного Хурала выступил с обращением к депутатам, где затронул вопросы социально-экономического и общественно-политического развития региона в 2013 году, а также представил планы и задачи правительства Калмыкии на 2013 год.

Уважаемые участники расширенного заседания Парламента республики. Сегодня собрался широкий срез общественно-политических сил республики. Сегодня я хотел бы подвести не только итоги уходящего, но и в первую очередь обозначить перспективы и планы нашего движения в дальнейшем. Частично я озвучивал программную часть, формат действий правительства республики на краткосрочную перспективу на первом заседании нового состава правительства. Подводя итоги уходящего года, можно сказать, что регион в целом выполнил стоящие перед ним задачи. Мы на 100% выполнили все свои социальные обязательства перед населением республики. Мы заложили основы движения «Вперед». Мы заложили впервые в истории Калмыкии направления по реализации реального сектора экономики. Должный результат был оценен во вчерашнем выступлении Президента страны, который отметил позитивные тренды в развитии региона. Считаю, что это огромный кредит доверия руководству и «трудолюбивому народу республики», который стоит и идет на верном пути реализации своих планов. Целью обращения является донести через вас до каждого жителя Калмыкии наше видение развития на основе консультаций с общественно-политическими силами республики, правительством, представителями бизнес-структур республики, потенциальных и действующих инвесторов, людей разных профессий, конфессий, возрастов и гендерных различий. Уверен, это будет способствовать консолидации нашего общества для дальнейшего его развития с учетом кардинальных перемен не только в стране, но и в мире.

В основе моего сегодняшнего обращения будет конкретное обращение к правительству Калмыкии на 2013 год. Нам необходимо в 2013 году поставить и выполнить задачи, для того чтобы в том числе и определиться и с эффективностью нашей исполнительской команды как в целом, так и по отдельности.

Задачи выполнимы, но для этого необходимо объединить наши усилия. 28 сентября этого года в рамках конкурса, проходившего по всей республике, определили девиз нашего региона. И именно этот девиз станет руководством к действию, и с девиза я хочу начать свое сегодняшнее выступление.

Наша республика — это наш дом. Наш девиз — «Только вместе и только вперед!» в том числе поэтому мы все собрались здесь и сегодня. Вперед! и не только в рамках среднесрочной, но и долгосрочной перспективы.

Социально-экономические вопросы.Не надо быть провидцем или глубоким аналитиком — мы всегда были аграрным субъектом и это историческая отрасль экономики. Различные попытки повести нас в ином направлении иногда имели казусный характер. К сожалению, такова практика, сложившаяся традиция нашего народа, уклада жизни Калмыкии такова, что мы имеем то, что имеем. Имеем нашу землю, и самое главное наше богатство — наш народ, трудолюбивый народ.

Специфика макроэкономики имеет ряд фундаментальных положений. Известно изречение Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю». Наша точка опоры — наша земля. Для того чтобы двинуть нашу экономику вперед, для того чтобы провести кардинальные перемены в укладе нашего народного хозяйства, нам, безусловно, надо использовать наш единственный дарованный нам небом потенциал — это наши руки, наши традиции, наша земля. Мы должны отталкиваться от этой опорной точки. Вместе с тем, мы должны понимать, что практически находимся у крайней черты. Вхождение России в ВТО, может нас ввергнуть в бездну, так и поднять и вынести на передовые рубежи. Но это невозможно будет сделать без наших общих усилий, без усилий каждого из нас. И, особенно, я отмечаю — без должного контроля и здоровой критики мы будем, если не буксовать, то уж точно не наберем должного хода. Мы не боимся критики как здоровой, так и иногда шельмоватой. Критика — этот тот инструмент общества, который дает возможность трезво оценивать тот путь, по которому мы идем. Но критика не должна быть огульной, критика должна быть конструктивной. Цель у нас одна, общая и единая — благосостояние нашего народа.

В своем обращении к Федеральному собранию В.Путин подчеркнул: «Глобальное развитие становится все более неравномерным. Вызревает почва для новых конфликтов экономического, геополитического, этнического характера. Ужесточается конкуренция за ресурсы».

Все это в полной мере и в первую очередь относится и к нашей республике. Как вы все знаете, Калмыкия является важнейшим геополитическим субъектом на юге страны. В Калмыкии проживают более 100 национальностей. Калмыкия находится не только на стыке тектонических разломов, но и на стыке конфессиональных и национальных и даже расовых различий. Но при этом мы можем констатировать один непреложный факт — мир в нашем доме удалось сохранить. Но этого мало. Нам надо построить такое общество, в котором не возникло бы ни одной предпосылки для его разлома.

Для этого нам надо, сохраняя и преумножая имеющийся опыт, засучив рукава, выстроить еще одну важную составляющую нашего общего дома — экономическую. И это также укладывается в тезис, выдвинутый В.Путиным в послании: «Надо последовательно двигаться к тому, чтобы все российские регионы, без исключений, стали экономически самостоятельными и в полном смысле слова субъектами федерации».

Народ хочет равномерно и планомерно двигаться к одному — к своему личному благосостоянию. Говоря о стержневых составляющих экономической политики, Владимир Владимирович заметил, касаясь аграрного сектора: «Спрос на продовольствие растет во всем мире, особенно в развивающихся странах. А на долю России, как вы знаете, приходится более чем половина плодородных земель планеты — 55%. В ближайшие 4-5 лет мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания. Наш ориентир — это высокие экологические стандарты развития». В должной мере эти стандарты я отношу и к продуктам питания, поставщиком которого, и не только на российский рынок, может и должна стать наша республика. Соотношение территории, населения и скота позволяет нам планировать такой подход в рамках выработки уже среднесрочных проектов. А экологическая составляющая дает шанс вывести на должную нишу линейки продовольственных товаров — нашу продукцию сельского хозяйства, и уже сегодня строить расчеты на производство готовой продукции. Республика уже сделала первый шаг. Вы все знаете, что по поголовью скота мы перешли порог, так называемого начала 90-х.

Можно остановиться на начале периода распада Советского Союза. Тогда, когда коренным образом менялась вся структура экономики государства, когда осуществлялся революционный переход от одной общественной формации к другой. Конечно же, Калмыкия пострадала и от этих переломов. Мы в республике свидетели того, как, несмотря на все усилия руководства страны, региона, тружеников, мы потеряли основное. Мы, сохранив в незначительных масштабах свое традиционное устройство экономики, потеряли многое. Потеряли перерабатывающую промышленность. В этом направлении нам и предстоит двигаться. На сегодняшний день мы наблюдаем стихийное развитие агропромышленного сектора республики, мы наблюдаем огромный рост числа личных подсобных хозяйств, КФХ. Это объективный и позитивный процесс. Мы должны дать возможность этому процессу приобрести рамки управляемого. Мы должны сегодня дать возможность сельхозтоваропроизводителю получить ту огромную часть добавленной стоимости, которая создается на территории Калмыкии. Это наша непреложная задача. Сотни хозяйств республики, тысячи и тысячи наших фермеров ждут от нас внятной программы. Мы заложили начало этого пути. Мы заложили начало строительства мясоперерабатывающего комбината. Мы заложили начало строительства откормочных комплексов. Мы все понимаем, что экстенсивное развитие агропромышленного сектора — это тупиковый путь развития экономики. Мы все понимаем, что на сегодняшний день стал самым животрепещущим вопросом — интенсификация нашего сельского хозяйства. А это значит — создание экстерриториального агропромышленного кластера. В текущем году Калмыкия вошла как один из регионов в число 58 экстерриториальных кластеров развития на территории страны. Вошла с достойным продуктом — проектом, который заслуживает самого пристального внимания, развитие нашего животноводческого комплекса. Сегодня мы говорим о том, что сельское хозяйство — основа нашей экономики. Мы говорим о том, что агропромышленный сектор — это реальный сектор развития нашей экономики.

4 тезиса, которые я уже озвучил на 1 заседании нового состава правительства. Эти тезисы — выжимка мирового опыта администрирования проектов от корпоративного характера до межрегионального уровня.

1.Планирование должно быть, прежде всего, реальными строиться на основе имеющихся в наличии предпосылок, так называемых точек роста. Пустые прогнозы нам надо исключить из собственной практики. В 2011 год нам удалось сделать главное — мы впервые в истории современной Калмыкии опубликовали, обсудив предварительно, стратегическую концепцию социально-экономического развития республики. Это план перспективный, план, имеющий под собой реальную основу, то есть реальные предпосылки для его реализации. Самая главная его задача, чтобы это было руководством к действию для всех нас.

2.Стратегическая планкаэтой концепции не должна быть низкой. Масштабы и цели должны быть, например, в сельском хозяйстве, не на уровне отдельно взятого хозяйства или района, а с учетом рыночных условий в стране. Особенно необходимо предусмотреть последствия вхождение России в ВТО. Мы должны понимать, что являемся не только производителями сельхозпродукции, и ждать, когда к нам приедет покупатель. Мы обязаны продвигать свою продукцию на рынке с использованием самых современных требований и условий и даже стремиться играть на опережение. В рамках средне и долгосрочной стратегии должны быть прописаны все возможные последствия как в целом для республики, так и для отдельно взятого фермера. И так в других секторах, которые будут формировать бюджетные поступления в казну республики.

3. Для достижения реального результата необходимконтроль вышестоящих органов и ответственность исполнителей на каждой ступени. И я как глава республики намерен осуществлять постоянный контроль через соответствующие механизмы. Вместе с тем ответственность исполнителей должна быть наполнена осознанием того, какими ресурсами они могут распоряжаться, с кем взаимодействовать, на какую помощь они могут рассчитывать и по какой шкале их деятельность будет оценена. Эти критерии должны быть для каждой нижестоящей ступени подготовлены, а затем исполнение должно быть взято под жесткий, но справедливый контроль, с учетом шкалы оценки деятельности.

4.Свести к минимуму разрыв между стратегией и результатами. Для этого необходимо постоянно, ежедневно, отслеживать результативность. Нужна непрерывная обратная связь для выработки новых предпосылок и перераспределение ресурсов. Для достижения этой цели необходимо возродить еженедельные заседания Президиума правительства. с учетом основной повестки заседания Президиума предусмотреть и приглашения на заседания отдельных лиц из иных, в том числе и федеральных структур в регионе. Каждый член Президиума в течение отведенного времени должен докладывать о промежуточных отчетных результатах в рамках той программы действий, которая будет заложена для разных временных перспектив. Ежемесячно председатель обозначает в график формат докладов членов Президиума. Другими словами, кто-то отчитывается о проделанной работе, вторые докладывают о ближайших перспективах и так далее. Ежеквартально члены Президиума по графику согласовывают задачи на полугодие и год. В ежегодный отчетный период члены Президиума утверждают результаты работы основного доклада, того или иного члена Президиума, на основании которых ставится вопрос об эффективности деятельности докладчика, которую должен резюмировать Председатель правительства.

Все 4 тезиса являются опорными, прежде всего, для нашей основной отрасли в республике — сельского хозяйства. Сельское хозяйство — основа экономики республики на данном этапе, да и в более долгосрочной перспективе. Хотелось бы обратить ваше внимание на следующие цифры. Начисленные налоги по организациям с основным видом деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» составляют 13 % от начисленных в консолидированный бюджет, а исполнение составляет 6, 9%. Это правда без учета арендной платы за землю. Другие любопытные цифры — валовой продукт в сельском хозяйстве сократился на 12%. Поголовье увеличилось при этом на 7%, а производство мяса сократилось до 58% по отношению к прошлому году. о чем это говорит? Скот вывозится из республики. А такие низкие налоговые поступления в казну связаны, прежде всего с тем, что значительная доля скота содержится на личном подворье, то есть ЛПХ. Путем невмешательства мы даем достаточному количеству наших сельхозпроизводителей возможность укрепить свой личный бюджет. Косвенно они, конечно, вносят свой вклад в бюджетное формирование. Более того среднегодовой душевой доход на работника сельского хозяйства в личном подсобном подворье составляет около 20 тысяч рублей. Это хорошая цифра для огромного количества людей, занятых в личном подсобном хозяйстве. Но эта цифра проходит мимо нашего бюджета. Феномен ЛПХ связан с тем, что местные органы власти не в полной мере влияют пока на бюджетную политику и не используют имеющиеся резервы для решения насущных вопросов во многих направлениях и прежде всего социальной направленности. Думаю, мы должны идти к тому, чтобы местные проблемы не решались исключительно за счет вышестоящего бюджета и, чтобы на условиях софинансирования местные органы власти могли планировать и реализовывать самые различные программы. ЛПХ должны стать темой самой внимательной и самой активной работы правительства. Мы должны предложить нашему сельхозтоваропроизводителю инструмент и механизм реализации своих возможностей, для того чтобы получить дополнительные доходы в казну. Никакого силового или административного ресурса в данном деликатном вопросе применять нельзя. Более того данный механизм должен носить экономический характер. В связи с этим предлагаю рассмотреть правительству республики реализацию таких концепций, как полное налоговое освобождение сельскохозяйственных кооперативов и тех КФХ, которые будут формироваться в крупные сельхозпроизводственнохозяйственные кооперативы. Льготный период или другие иные инструменты, которые имеются у государства, правительства, могут быть обсуждены дополнительно. Сроки реализации этой программы — конец февраля 2013 года.

Орошаемое земледелие— это также одно из направлений в сельском хозяйстве, где обнажается проблема мелких хозяйств. Только крупные хозяйства в состоянии позволить себе подобные программы, даже при участии государства. Это должно подтолкнуть крупных хозяйственников к созданию агрохолдингов. Необходимо поддержать их и выработать механизм поддержки таких хозяйств. Предлагаю Минсельхозу РК разработать подобную программу до 1 июля 2013 года.

Другим важным направлением поддержки государством агропромышленного сектора является разработка стратегии по созданиюузнаваемого бренда продукции калмыцких аграриев. Это поможет сделать нашу продукцию узнаваемой и как следствие способной к конкуренции. К 2015 году мы подойдем тогда, когда мы сможем дать на рынок страны узнаваемый продукт. Брендированный продукт пока под условным названием «мраморное мясо Калмыкии». На пути движения вперед мы сможем сделать нашу продукцию высококонкурентной в условиях мирового рынка, в условиях вхождения страны в ВТО. Для этого нужно применить весь имеющийся ресурс и потенциал государства, СМИ, возможности информационного сообщества республики, административных ресурсов. Все это должно быть положено для того, чтобы уже сегодня обеспечить базу для создания такого проекта. Предлагаю правительству республики к 1 сентября 2013 года разработать подобную программу.

Немаловажным представляется создание структуры, которая смогла бы ежедневно, а в будущем ежечасно работать на сельскохозяйственный рынок. Работать на тот продукт, который уже сегодня имеется в распоряжении нашего правительства, а именно продукцию сельхозтоваропроизодителей — наш скот. я говорю о создании сельхозбиржи. Этот вопрос давно назрел. Он обсуждался в разных структурах на разных уровнях. Думаю у правительства есть предпосылки, для того чтобы завершить эту работу уже сегодня. Временной интервал — 1 ноября 2013 года.

Племенное животноводствоявляется визитной карточкой республики. Максимальное привлечение науки, новых технологий, углубление специализации и кооперации, использование опыта предыдущих поколений, в том числе и зарубежных коллег будут составляющими успеха. На сегодняшний день мы крайне мало используем наш научный потенциал. Два года назад мы выслушивали справедливую критику со стороны Минсельхоза. Нам удалось за истекший период провести коренные перемены в этом направлении. Ярким событием стало участие Калмыкии на сельскохозяйственных выставках в Москве. Мы получили дождь золотых медалей. Но самоуспокаиваться на этом нельзя. Мы должны и дальше работать в этом направлении, создавая тот бриллиант, который станет на вершине пирамиды всего нашего животноводческого комплекса. А в конечном итоге станет сырьевой базой для крупных промышленных гигантов — мясопромышленных комбинатов.

В растениеводстветакже необходимо использовать особенности местной природы. Производство крахмала, концентрированных кормов, семенного фонда, лекарственных растений может также стать не только визитной карточкой региона, но и вносить свой вклад в экономику республики.

Особое отношение — к промышленному производству продукции. Сегодня проект строительства мясоперерабатывающего комплекса — только начало. Звеньями этого проекта должны стать комбинат по производству концентрированного комбикормов, реализацию которого правительству необходимо начать по окончании 1 полугодия 2013 года. К этому периоду закончить всю нормативно-правовую базу по формированию фонда стратегических инвестиций. В 2013 году приступить к реализации этого проекта, в том числе по созданию второго, дополнительного, звена животноводческого кластера — завода по переработке мяса овцы в Лаганском районе.

Участие Минсельхоза Калмыкии в федеральных программах РФ должно быть максимальным по количеству и качеству. Важнейшим пунктом является создание общественного совета по распределению субсидий и дотаций. Иногда мы встречаем подчас справедливую критику в правомерности распределения субсидий и дотаций, идущих как государственная поддержка со стороны федерального правительства или республиканского. Для того чтобы исключить подобное на сегодняшнем этапе, мы должны максимально приблизиться к контактам с человеком труда. А это можно сделать одним путем — обеспечить 100-процентную прозрачность и публичность всех мероприятий министерств и ведомств, связанных с распределением финансовых потоков. Это должно быть широчайшее участие общественности. При этом это не должны быть формализованные институты, они должны быть крайне мобильны, состоящими из 10-12 человек: 1-2 человека специалиста узкопрофильных. Участие прессы, тех, кто работает в этом процессе (руководителей КФХ, СПХ, крупных личных подсобных подворий). Только тогда, когда мы сможем пройти все критерии отбора, выработать механизм и обеспечить гласность, мы уйдем от того, что происходит подчас сегодня. Мы понимаем, что та огромная государственная поддержка, которая осуществляется сегодня, к сожалению, не может дойти до каждого. Мы понимаем и трезво оцениваем, что поддержка иногда приходит в не те руки. Мы боремся с этими фактами. На протяжении нескольких лет мы объявили войну так называемым балконным фермерам. Но иногда это не срабатывает. Убежден, что создание таких общественных советов позволит нам разрешить назревшую на сегодняшний день проблему.

Ветеринария.За последние десятилетия мы, животноводческая республика, регион, где сосредоточено около 60% племенного животноводства, по сути утратили ветеринарный контроль, избавились от управления ветеринарией, мы по сути пустили этот процесс на самотек. К счастью, нам удалось поправить ситуацию. В прошлом году такое управление нами создано. Но на сегодняшний день я не вижу реальных результатов, движения в этом пути. у нас с вами одна серьезная проблема в животноводстве — бруцеллез. В последние два года по данным государственной ветеринарной службы республики снижается заболеваемость бруцеллезом. В 2010 году — 5800 больных, в 2011 году — 4700, в текущем году — около 3000. В то же время растет количество пунктов возникновения заболеваемости. Это с одной стороны говорит о нашей активности, о том, что нам удалось наладить систему контроля и систему создания карантинных областей.

Для обеспечения благополучия по бруцеллезу в республике, считаю необходимым проводить оздоровительные мероприятия в строгом соответствии с действующими ветеринарно-санитарными инструкциями и правилами, с обращением в случае необходимости в органы внутренних дел, прокуратуры. Считаю, виновные, лица, нарушившие законодательство, должны нести соответствующие наказания.

На сегодняшний день актуальным вопросом является материально-техническое оснащение ветеринарных лабораторий республики. Из-за отсутствия финансирования не можем наладить работу современного диагностического оборудования, приобретенного 3 года назад. Республиканская ветеринарная лаборатория по оснащению и оборудованию стоит практически в одном ряду с районными. Мониторинг безопасности сельскохозяйственной продукции, производимой в республике, проводится в г. Ставрополе. При подготовке вывоза животных в страны таможенного союза, ближнее зарубежье ряд исследований наши сельхозтоваропроизводители также вынуждены проводить в соседних регионах.

Считаю необходимым обратить внимание на состояние и проблемы в республиканской ветеринарной лаборатории. Провести соответствующий ремонт, установить новое оборудование, для того чтобы лаборатория действительно соответствовала статусу республиканской. Чтобы все исследования, в том числе при спорных ситуациях, проводились в республике, а специалисты районных лабораторий могли повышать квалификацию, не выезжая за пределы республики. Срок реализации этой программы — конец 2013 года.

Республика является основным поставщиком калмыцкой породы мясного скота. Наш скот вывозится практически во все регионы России, в том числе, к сожалению, и без проведения соответствующих ветеринарно-профилактических обработок и документов. Данная проблема неоднократно рассматривается на совещаниях различного уровня, однако, по-прежнему остается нерешенной. В этой связи поручаю Управлению ветеринарии республики совместно с Министерством внутренних дел по Республике Калмыкия проработать данный вопрос. Усилить контроль за перемещением живых животных и сельскохозяйственной продукции. Разработать порядок взаимодействия и эффективного решения проблемы. Срок — до конца полугодия.

Завершая тему сельского хозяйства, отмечу, долгие годы мы не имели внятной, политической стратегии в отношении нашего агропромышленного сектора. Сегодня она есть. Самое главное — она получила одобрение у нашего жителя, у тех, кто реально живет и трудится на земле. Наша задача — обеспечить жесточайший контроль за выполнением этой программы, обеспечить публичность и прозрачность этой программы. Самое главное — обеспечить эффективность на каждом ее этапе.

 Вступайте в нашу группу Вконтакте!
Вперёд
Социальная сфера

Политика

Образование

Культура

Спорт
Здравоохранение
Экономика
Происшествия