Жизнь прожить — не поле перейти
Анастасии Бариковой, как и ее землякам, довелось пережить все невзгоды вынужденных переселенцев. Перед нами частичка ее судьбы и в то же время целая жизнь.
Нелегкая судьба выпала на долю калмыцких женщин, переживших все тяготы депортации, жизнь на чужбине и трудное долгожданное возвращение на Родину. Анастасия Лиджиевна Барикова вспоминает не сами эпохальные события, а повседневную жизнь. От холода, голода, непосильного труда на лесоповалах и рудниках, моральных страданий погибали тысячи людей. Спустя многие годы, она рассказывает, как старались выжить, как помогали друг другу. Ей было всего 10, когда семью выслали в Сибирь.
Она была старшей и еще пятеро братьев. Так сложились обстоятельства, что родители вынуждены были определить маленькую Настю и пятилетнего Савелия в детдом. Анастасия Барикова делилась последним куском хлеба со своим братом. 100 грамм — дневная норма.
Но, несмотря на все тяготы жизни, которые ей пришлось пережить, она с надеждой смотрела на будущее. Училась Настя всегда хорошо. Фасон и цвет платья, которое ей подарили за отличную учебу, она до сих пор помнит. Это были редкие минуты радости, говорит она.
Сейчас Анастасия Лиджиевна не только мать шестерых детей, но и любящая бабушка. Для меня радость, рассказывает она, когда за праздничным столом собираются все родные и близкие люди.
Бабушка Настя старается баловать внуков и правнуков не только вкусными борцогами, пирогами и запеканками, которые, кстати, любимые лакомства 10-летней правнучки Амраны, по их признанию, им интересны рассказы истории ее жизни, которые влияют на восприятие окружающего мира, отношения к людям.
В свои 84 года она бодра, энергична, в душе все тот же девичий запал, хотя не всегда желания совпадают с возможностями.
Дельгир Эняева, Сергей Очиров