В Лаганском районе возведут мемориальный комплекс в честь строителей ж/д Астрахань-Кизлярр
Подвиг строителей железной дороги Астрахань-Кизляр увековечат. В рамках юбилейной даты, которая будет отмечаться в следующем году, планируется строительство мемориального комплекса на станции Улан-Холл, а также по этой дороге отправится поезд памяти. В числе тех, кто принимал участие в возведении стратегически важной во время войны дороги и Борис Болдырев.
Борису Болдыреву 80 лет. Несмотря на свой возраст, он бодр и занимается общественной деятельностью. У Бориса Машаевича большая семья — 8 детей, 10 внуков и 4 правнука. И это наверно хорошая награда за его нелегкую судьбу. Он рассказал, что всю жизнь ему приходилось много трудиться. С одиннадцати лет он заменил в семье отца, который в сентябре 41-го ушел на фронт, после попал в немецкий плен и умер в концлагере. Борис помогал матери и своим четверым младшим братьям и сёстрам. Жили они тогда в селе Линейное Наримановского района Астраханской области. В конце 41-го началось возведение железной дороги, которая проходила через Калмыкию и являлась стратегическим военным объектом. Строили около 15 тысяч человек. В основном женщины и дети. Работал там и двенадцатилетний Борис Болдырев.
Как вспоминает Борис Машаевич, в августе 42-го по новой железной дороге уже перевозили военный груз и топливо с Кавказа во фронтовые районы страны. Она часто подвергалась немецким бомбардировкам. За нее велись бои. Борис продолжал работать на станции до депортации. В 43 году всю его семью сослали в Хакасия. По дороге все его младшие братья и сестры умерли от голода и холода. На родину из ссылки Борис вернулся инвалидом. Сломал позвоночник во время лесосплава. Рассказывает, что один врач ему посоветовал заниматься лечебной гимнастикой, благодаря которой смог восстановить здоровье. В 2007 участники строительства железной дороги Астрахань-Кизляр после долгих поисков справедливости добились признания их ветеранами войны. Ежемесячно к пенсии им доплачивается 500 рублей.
«Нас определили в статью 19 как прифронтовым участникам войны», — говорит Борис Болдырев.
Несколько лет назад общественный комитет строителей железной дороги Астрахань-Кизляр выступил с инициативой о возведении мемориального комплекса на станции Улан-Холл, посвященного подвигу участников «Строительства №8». Это кодовое название военного объекта. По словам председателя Тагира Баерхаева, на разработку проектно-сметной документации требуется около 200 тысяч рублей, а на создание самого мемориала необходимо 25 миллионов. В преддверии юбилейной даты в Национальном музее планируется открытие экспозиции «Фронтовая дорога жизни и победы Астрахань-Кизляр ВОВ».
«Никаких снимков не сохранилось, так как это был стратегический объект. Мы хотим: нарисовали две картины, чтобы показать подрастающему поколению. На одной — ручное строительство дороги, на другой — бои за дорогу», — говорит Тагир Баерхаев.
В 2012 году исполняется 70 лет эксплуатации железной дороги Астрахань-Кизляр. В республике началась подготовка к юбилейной дате.
Татьяна Зубцова, Владислав Бадмараев