В Калмыкии увеличивается количество детей-сирот
Количество детей-сирот ежегодно увеличивается. Получение образования, трудоустройство — наиболее острые на сегодня вопросы. А уж получить «свой угол» для большинства детдомовцев и вовсе остаётся несбыточной мечтой. Даже с учётом защищающих их интересы законов.
Кристина Чиреева и её младшая сестрёнка Иляна осиротели 8 лет назад после смерти мамы. До последнего времени они жили у тёти в селе Ульдючины. Своего жилья у них нет. Сейчас они студентки Калмыцкого государственного университета. Эта комната в 4 общежитии для них всего лишь временное прибежище. А дальше даже при условии получения высшего образования без прописки и жилья о возможности трудоустройства можно не мечтать. С заветной папкой, где хранятся всевозможные справки, ответы, запросы, свидетельства и прочее, она не расстаётся никогда.
«Я 4 года собираю документы. Мне сказали, что я получу жилье в районе. Мне полагается 33 кв. метра, то есть 216 тысяч рублей. Но на эти деньги я не смогу даже у себя в районе приобрести жилье», — говорит Кристина Чиреева.
Огромный список документов, необходимых для регистрации и постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилье, жалуется девушка, содержит в себе много взаимо заменяющих и взаимо отрицающих справок. Кроме того, их сбор занимает слишком много времени. При получении одной — другая уже устаревает. И весь круг хождений по мукам начинается снова. А ведь есть закон, стоящий на защите её интересов.
«Помимо того, что мы сироты, нас еще и делят на сельских и городских. В 2010 году я отправила письмо Президенту РФ, в котором попросила уравнять права всех сирот», — рассказывает Кристина Чиреева.
Год назад девушка написала письмо Дмитрию Медведеву. Её хоть и услышали после этого в родной республике, чиновники стали чуть приветливее, смеётся Кристина, но проблема по-прежнему осталась. А Кристину, в отличие от её братьев и сестёр по несчастью это только закалило, укрепило и сделало настойчивее. Она решительно настроена, идти в суд. И, увы, пока это единственный для них с сестрой способ защитить свои интересы.
«За 11 месяцев этого года нами направлено в суд 200 исков в защиту жилищных прав сирот. С 2009 по 2011 нами предъявлено свыше 300 таких исков. Но так устоялось, что средства в бюджет на эти цели закладываются лишь после вынесения судебных решений. Поэтому решаем только путем вынесения судебных решений», — сообщает Надежда Бадушева, старший помощник прокурора РК.
И таких как Кристина Чиреева, получающих сейчас образование в Калмыцком университете, почти 150 человек. А в республике сирот, нуждающихся в жилье, и которым оно положено по закону, около полутора тысяч. Лишь за 10 месяцев уходящего года в Калмыкии органами опеки и попечительства выявлено ещё 109 ребят этой категории. Ситуация по России ещё более удручающая. По последним данным Федерального Министерства образования и науки, потребность в жилье испытывают более 220 тысяч детей-сирот. Почти 80 млрд рублей необходимо, чтобы ликвидировать эту задолженность. И чтобы чиновники услышали сирот, им нужно идти в суд. Добровольно исполнять свои обязанности у нас пока не привыкли.
Элла Хаптаханова, Владислав Бадмараев, Церен Колдаев