В Калмыкии отмечают 75 лет с начала строительства железной дороги «Астрахань-Кизляр»
В эти дни отмечается 75 лет с начала строительства железной дороги «Астрахань-Кизляр». Тысячи советских граждан внесли свои вклад в возведение стратегического объекта. К круглой дате еще 24 участникам стройки вручили юбилейные медали, которые были учреждены Указом Главы республики. На сегодняшний день в Калмыкии проживают 237 человек, совершивших трудовой подвиг на одной из крупнейших военных строек. Своими воспоминаниями они поделились с моей коллегой Санджирмой Батаевой.
Не только показать, но и вспомнить события 75-летней давности. Тогда им едва исполнилось по 15. Гонга Бадмаев родом из Черноземельского улуса, ныне это поселок Гашунский Яшкульского района. В 42-м году после каникул, семикласснику пришлось взять кирку и лопату, и вручную строить железную дорогу. Перед руководством колхоза поставили задачу: обеспечить рабочими и подручным материалом. В их поселок приехали набрать людей, но мужчин почти не было, вспоминает Гонга Овраевич. Вот и пришлось его матери отправить сына-школьника на возведение стратегически важного объекта.
Бося Мангутова возводила разъезд номер 4. Отрезок дороги от села Басы до Астрахани 86 километров. Вспоминает, что попала туда с первых дней стройки. Из их поселка Гяхятя Долбанского района Калмыцкой АССР, откуда она родом, отправили на объект более 20 человек. Сегодня Босе Бадмагаряевне 91 год. У нее четверо детей, пятеро внуков, 11 правнуков.
335 километров железнодорожного полотна Астрахань-Кизляр — одна из крупнейших военных строек, известная под номеров 8. Предназначалась для вывоза бакинской нефти по кратчайшему пути. Решение ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о возведении новой железной дороги было принято 16 августа 41 года. Героический и самоотверженный труд советских граждан позволил в сжатые сроки выполнить задачу. Уже через год 4 августа 42-го первый поезд из Кизляра прибыл в Астрахань. Что стало началом регулярного движения составов. Это во многом решило проблему обеспечения горючим Красной Армии и народного хозяйства в европейской части страны.
Многие активные участники этого военно-трудового подвига были отмечены высокими государственными наградами и награждены медалью «За оборону Кавказа». Но до сих пор они не приравнены к участникам великой отечественной войны. Чего все эти годы добивается Тагир Байрхаев. По его словам, участники строительства железной дороги Астрахань-Кизляр также достойны внимания. Как он рассказывает, улучшение жилищных условий, повышение размера пенсий до сих пор остается не решенной. Хотя с каждым годом их становится все меньше, всего на сегодняшний день в республике проживают 237 участников стройки. Большинству из них за 90.