В Элисте участники международной конференции обсудили проблемы развития танцевального фольклора монголоязычных народов
«Чичердык», «Ишкимдык», «Дербетовский товшур» и героический эпос «Джангар» могут войти в список культурного наследия ЮНЕСКО. Этот вопрос сегодня обсуждали участники международной практической конференции, в которой приняли участие представители международного танцевального совета ЮНЕСКО, ученые, известные балетмейстеры, педагоги Монголии, Тувы, Челябинска, Волгограда. Форум состоялся в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 75-летию руководителя Государственного театра танца Калмыкии «Ойраты» Петра Надбитова.
Танец — душа народа. Народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая его, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан, преодолевать огромные расстояния. Об этом сегодня говорили участники конференции.
Свои мысли, чаяния Петр Надбитов решил выразить на языке танца, пригласив на сцену артистов своего театра. Это было скорее мастер-класс. Вспоминает, что когда он в танце «Ишкимдык» решил применить развернутый «Мольжур», то есть вывернуть ноги наизнанку, известный танцор Эмба Манджиев посчитал это неэстетичным элементом, тогда Надбитов проявил находчивость, сделав его мелким, быстрым.
Еще шестилетним мальчиком Петр Надбитов проявил интерес к танцам. На калмыцких свадьбах любил наблюдать за движением ног, пластикой рук, как бы анализируя манеру исполнения танцующих. И все эти детские наблюдения переросли в любимое увлечение, а потом стало делом жизни, которому посвятил более 50 лет. Опираясь на народный опыт, говорит он, стараюсь придать танцу современное звучание, обогащая его техникой исполнения, чтобы он стал еще ярче. Его первые постановки «Туула би», «Журавли», «Богатыри», «Чичердык», «Дербетовский товшур» вошли в золотой фонд танцевального искусства России. Его привлекала идея сочинять танцы самому.
Владимир Биче-оол, доцент кафедры социально-гуманитарных наук Уральского государственного университета, считает, что можно найти много общего в танцевальной культуре разных народностей. К примеру, он видит объединяющие элементы в калмыцком и тувинском народном танце. Однако прямых заимствований не было, калмыки каждое па переделывали на свой лад.
Мировое видение танца Надбитова оценила международная организация ЮНЕСКО. Петр Тимофеевич первый, кто стал ее членом от Калмыкии. К тому он стал инициатором того, чтобы известные постановки «Чичердык», «Ишкимдык», «Дербетовский товшур» и героический эпос «Джангар» вошли в список культурного наследия ЮНЕСКО. Этот вопрос сегодня широко обсуждается в научных кругах мира.
Сегодняшняя тема — «Танец как историко-культурное наследие монголоязычных народов» — еще станет предметом обсуждения ученых, хореографов и тех, для кого танец стал образом и смыслом жизни. Наша передвижная телевизионная станция записала полную версию выступлений и обсуждений участников форума. Также творческая группа «Вестей» готовит фильм о первом профессиональном балетмейстере, мэтре калмыцкой культуры Петре Надбитове, который выйдет в эфир 8 ноября.
Ольга Эняева, Валерий Котинов