28 сентября, 08:08
 16 °C
89,66
76,82
  • АВТОНОМИЯ4
  • МЫ ВМЕСТЕ 2020
  • АВТОНОМИЯ 100 ЛЕТ
  • АВТОНОМИЯ2
  • АВТОНОМИЯ3
  • ВЕСТИ
Анонс
  • Вести «Калмыкия»: смотрите ежедневно на телеканале «Россия 1»
  • Главные новости Калмыкии в еженедельном выпуске «Местное время. Воскресенье»
  • Слушайте Радио России — 102,7 FM
15 сентября, 15:26

Сегодня в Элисте состоялась церемония возложения цветов к памятнику строителям железной дороги Астрахань-Кизляр

Сегодня в Элисте состоялась  церемония возложения цветов к памятнику строителям железной дороги Астрахань-Кизляр

Ровно 79 лет назад началось возведение этого стратегического военного объекта. Жители Калмыцкой АССР в годы Великой Отечественной совершили настоящий трудовой подвиг. Это была крупнейшая стройка военных лет. Ее завершение сыграло огромную роль в исходе Сталинградской битвы. На сегодня в республике проживают 114 участников строительства. Практически всем им уже за девяносто. А тогда они, дети, не успевшие окончить и четырех классов школы, по несколько часов беспрерывно возили на тачках песок, щебень, грунт, потом укладывали рельсы и шпалы. От тяжести работы все тело потом ломило так, что было не разогнуться. Об этих событиях супруги Бадма и Убуш Сангаджи-Горяевы рассказали нашей съемочной группе.

79 лет назад в кратчайшие сроки был реализован секретный и очень важный проект под кодовым названием НКПС №8. Руками женщин, детей и стариков всего за девять месяцев на юге страны была возведена новая железная дорога «Кизляр – Астрахань». На эту стройку века были направлены одиннадцать тысяч тружеников Калмыкии. Среди них были и супруги Бадма и Убуш Сангаджи-Горяевы. В то время они жили в поселке Чапчалган Приволжского района. Им было чуть больше десяти лет. Но, несмотря на это, наравне со взрослыми они возили песок и камни, выполняли самую тяжелую работу от рассвета и до поздней ночи.

Ценой нечеловеческих испытаний, голодом, холодом на юге страны возникла новая магистраль. Она связала центральные поволжские районы с регионами Северного Кавказа. Необходимость ее строительства была продиктована тем, что ожесточенные бои под Сталинградом требовали подвоза техники и вооружения. Обиднее всего, что вознаграждением за эти старания стала ссылка в Сибирь – говорит ветеран труда России Бадма Сангаджи-Горяева. 

Это был изматывающий труд, ведь не было ни техники, ни лошадей – все отправили на фронт. Многие участники той стройки надорвали свое здоровье. Сейчас в республике их проживает всего 114 человек. Практически всем им уже за девяносто. День памяти трудового подвига народа в годы войны отмечается в Калмыкии второй год. Дату установили по инициативе регионального общественного движения ветеранов строительства и обороны фронтовой железной дороги Астрахань – Кизляр.   

Население Калмыцкой АССР во время войны самоотверженно помогало фронту. Женщины и подростки в тылу заменили мужчин, ушедших на фронт. Они выращивали на полях хлеб, поголовье крупного и мелкого рогатого скота. Жители Лаганского улуса ежеквартально перевыполняли план добычи рыбы. Одновременно принимались меры по подготовке и отправке на передовую материальных ресурсов. Республика поставила для армии сотни тракторов, 800 автомашин, около 2 тысяч лошадей

Эта дата еще раз напоминает нам о том, что и в тылу ковалась Великая Победа. А железная дорога, сыгравшая немалую роль в борьбе с врагом, была буквально выстрадана теми, кто, не жалея сил и здоровья, помогали своим фронтовикам: отцам, мужьям, сыновьям и братьям. Ради свободы, ради Мира, ради будущего.

 Смотрите наши видео на YouTube!
Другие новости по теме
Вперёд
Социальная сфера

Политика

Образование

Культура

Спорт
Здравоохранение
Экономика
Происшествия