Ко Дню памяти и скорби
Ко Дню памяти и скорби. 28 декабря Калмыкия вспоминать тех, кто погиб в годы ссылки, и чьи судьбы были жестоко искалечены депортацией. В течение суток жителей целой республики погрузили в эшелоны и вывезли в Казахстан, Сибирь и Дальний Восток. Таких эшелонов было много, а невольных пассажиров — тысячи и тысячи. До сих пор с болью говорят о тех событиях наши бабушки и дедушки, которые смогли пережить разлуку с родным краем. Своими воспоминаниями они поделились с Ириной Гольдиновой.
Сегодня в Калмыкии нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта трагедия. И каждый житель региона может рассказать немало историй о родных, переживших ссылку. Сибирячке Марии Шлыковой было 15 лет, когда к ним в Тюменскую область привезли ссыльных калмыков. Сейчас уже давно элистинке 83 года, но она помнит каждый день лютой зимы 44-го года.
Среди репрессированных она встретила своего будущего мужа. Будучи подростками, они вместе работали в подсобном хозяйстве судостроительного завода. На протяжении пяти лет они поддерживали друг друга. За это время у Бориса Донцова там, в Тюменской области в селе Мальцевка умерли брат и сестренка. В 1950-м году Борис и Мария поженились, год спустя родился первенец. Когда объявили о том, что калмыкам можно вернуться на родину, рассказывает пенсионерка, муж, не задумываясь, начал собираться в дорогу.
Сложно пришлось молодой семье в первое время после возвращения в Калмыкию. Долго Донцовы скитались в поисках крыши над головой. И только в 1959 году молодые супруги нашли работу, построили дом в Элисте. Но теперь мучила тоска по маме, сестре. Спустя годы общение с родными возобновилось.
Приехать друг другу в гости у тети и племянницы получается редко. Но дальнее расстояние не мешает Татьяне тесно общаться с калмыцкими родственниками. У каждого из них есть своя сибирская история. Голод, страдания, лишения — события того времени сохранились в памяти на всю жизнь, говорит Александра Очирова, сестра Бориса Донцова. Система репрессий не щадила никого. Тяжкий труд подорвал здоровье ссыльных, многих лишил детства, возможности получить достойное образование и работу. Но, несмотря на все это калмыцкий народ выстоял, выдержал, сохранив достоинство. И передает историю 13 лет депортации из поколения в поколение.
С 1943 года этот зимний день 28 декабря — самый черный в истории народа. Старожилы говорят, что за это время ни разу в Калмыкии не было так морозно как 71 год назад. Многие ссыльные так и живут за тысячи километров от родных степей, но, ни отдаленность от земли предков, ни погодные условия, ни болезни, не помешают никому помянуть в этот день родных, друзей, соседей, чью жизнь или здоровье унесли годы депортации.