Калмыцкий художник и скульптор Владимир Васькин отмечает 75-летие
«Джангарчи Ээлян овла», «Аюка хан». Автор этих монументальных скульптур, украшающих столицу — Владимир Васькин — отмечает 75-летие. В национальном музее по случаю празднования юбилейной даты Заслуженного деятеля искусств республики, заслуженного художника России открывается выставка его работ. Здесь будут представлены произведения из фондов музея и из мастерской самого скульптора. С подробностями Татьяна Гюзяляева.
«Исходить в своих работах от тех ценнейших постулатов, что дошли к нам из далеких — далеких времен, всех без исключения цивилизаций. Их немного. Но они оказались вечными на все времена. Правда, Честь и Сострадание». Эти слова принадлежат самому Мастеру. Владимир Васькин, который отметил 75 — й день рождения, практически определил основополагающие принципы художественного творчества. Не только его личного. Ступенями своего профессионального роста скульптор считает, художественное училище им. Грекова в Ростове на Дону, и Высшее художественно — промышленное училище им. Мухиной в Ленинграде. Но, по его мнению, учеба дает лишь толчок к познанию. А дальше — все зависит от самого человека, его желания самосовершенствоваться, развивать профмастерство.
В эти каменные изваяния он и претворяет свои замыслы. В разные годы — рождались разные образы. В шестидесятых, когда калмыцкое искусство получает новое рождение, художник обращает взоры на личности, служившие воплощением национального характера. Его монументальные скульптуры Ээлян Овла, Аюка — хан, Зая — Пандита и другие не остаются не замеченными маститыми скульпторами. Владимира Васькина приглашают для участия в выставках в Москву и Ленинград. Были даже поездки за рубеж. В начале семидесятых принимают его в члены Союза художников СССР. А на малой родине — избирают председателем воссозданного Союза художников Калмыкии.
Буддийская тема, которой посвятил мастер последние десятилетия, это тоже выражение собственного «я». Обращение к ней, по мнению художника, вполне закономерно. Тому «виной», продолжает Васькин, заложенный предками «генетический код». Попав впервые в Эрмитаж, вспоминает скульптор, с волнением знакомился с шедеврами буддийского искусства. Позже — встречи проходили в музеях европейских стран, куда он часто отправлялся в турпоездки. Буддийская философия полностью овладела им. Владимир Васькин обращается к изображению Будды. Создает серию скульптур. В их числе — каменные изваяния 17 Пандитов — Учеников Будды Шакья —муни, установленных на территории Золотой обители в Элисте.
А вот, что писали о нашем знаменитом земляке журналисты «Российской газеты». «Калмыцкий скульптор Владимир Васькин высказал гипотезу, приоткрывающую завесу тайны знаменитой Джоконды. Он считает, у Моны Лизы, гипнотизирующей не одно поколение любителей живописи, улыбка Будды». Следует сказать, что к этому времени в творческом багаже мастера было уже множество статуй Будды и других святых.