К 70-летию депортации калмыцкого народа
Забвению не подлежит. В этом году исполняется 70 лет со дня трагической даты депортации калмыцкого народа, начала операции под кодовым названием «Улусы». Калмыцкий народ в суровые годы Великой Отечественной войны постиг тяжелую участь спецпереселенцев. И в первую очередь — женщины, старики, дети. Среди них Сергей Манджиевич Иванов, переживший все тяготы сибирской ссылки в свои неполные 10 лет.
Ранее утро 28 декабря 1943 года Сергей Манджиевич помнит и по сей день. Будучи детьми, мы еще не осознавали в полной мере того, что происходит, рассказывает он. Беззаботно играли среди баулов и сумок, наспех собранных родителями. И если бы не отец, находившийся тогда дома, еще неизвестно, чем бы закончилась та дорога. Глава семьи Иван Оджигаевич работал председателем колхоза имени Ворошилова Улан-Хольского района и потому не призывался на фронт. В то утро в трудный путь вместе с односельчанами отправились родители, бабушка, брат Борис и сестра Шура.
Тысячи километров пути в промерзлых товарных вагонах не забыть никогда. В каждый из них помещали по 40-50 человек, грелись, как могли. Уже в пути следования на каждой из холодных сибирских станций военные отцепляли по несколько вагонов.
Труд депортированных калмыков использовался в основном на тяжелых работах. Отец был разнорабочим, а затем заместителем председателя колхоза. Своим трудом и добросовестностью он заслужил уважение среди земляков и местных жителей. Но в 1948 году Иван Оджигаевич скончался. Мама осталась одна с пятью детьми. Уже в Сибири родились брат Виктор и сестра Валя. И в неполные 14 лет Сергей принял решение идти работать. Эти трагические страницы истории сегодня хорошо знает и внучка Сергея Манджиевича девятиклассница Даша.
В годы депортации большую помощь калмыкам оказали местные жители. Со многими из сибирских друзей Сергей Манджиевич поддерживает связь и сейчас. Из воспоминаний Сергея Иванова: «Когда справедливость восторжествовала, и мы уезжали на родину, сибирские друзья, хотя и радовались за нас, но сокрушались, что нам придётся начинать жизнь с нуля. И желали нам удачи. Это я всегда вспоминаю с благодарностью».
По возвращению на родину Сергей Манджиевич принимал активное участие в восстановлении Калмыкии. Работал трактористом, водителем, добросовестно трудился на разных должностях в сфере сельского хозяйства. Человек с трудной судьбой, но сильной волей, именно так, без сомнения, можно назвать Сергея Иванова, как и тысячи калмыков, переживших тяготы сибирской ссылки.
Мерген Бевинов, Владислав Бадмараев