Эрдниев: УДЕ — дело всей моей жизни
В этом году исполняется 90 лет профессору Калмыцкого университета, Пюрве Мучкаевичу Эрдниеву, человеку, который стал автором системы укрупнения дидактических единиц, ставшей по-настоящему новой технологией обучения, которую по праву можно назвать шагом в будущее.
Для профессора Пюрви Мучкаевича Эрдниева встреча с его односельчанами, жителями села Ики-Бухус Малодербетовского района — это редкая возможность вернуться к своим истокам, потому что именно там жили его предки, оттуда корни его рода. Кто-то из них, как Валентина Ченкураева, учился у него в школе в Сибири.
«Тогда еще не было математики. Он преподавал нам арифметику», — вспоминает Валентина Ченкураева.
Они помнят его еще молодым учителем, а он сейчас почти ровесник века: в этом году ему исполняется 90 лет. Работать в школе он начал еще, будучи студентом Астраханского педучилища, и стаж его педагогической деятельности чуть более семидесяти лет. Сейчас он профессор, академик Российской академии образования. Он автор системы укрупнения дидактических единиц как новой технологии обучения. Она уже давно вышла за пределы Калмыкии, по системе УДЕ работают учителя Москвы Самары, Хабаровска и других городов России. И это еще одно подтверждение того, что УДЕ — это шаг в будущее.
«Я был учителем практиком, закончив Барнаульский пединститут, работал учителем математики и физики в Алтайском крае. А система УДЕ — это дело всей моей жизни», — признается профессор.
Галина Бадмаевна Церенова сейчас живет в Ики-Бухусе, когда работала в школе, она тоже занималась по системе УДЕ. Она гордится своим земляком, потому что считает, что такие люди, как он — это достояние республики.
«В Малодербетовском районе 2 школы работают по методу Пюрви Мучкаевича. В этих школах учились мои внуки, а я помогала им выполнять домашнее задание», — говорит Галина Церенова.
В жизни Пюрви Мучкаевича основным интересом была математика, и он считает, что точный математический расчет всегда помогал ему. В этом году в Калмыцком государственном университете учредили премию профессора Эрдниева, и он надеется, что среди тех, кто будет её получать будут и продолжатели его дела.
Бадма Харлуева, Алексей Ирчинов