7 декабря Калмыкия отметит 90-летие со Дня рождения основоположника калмыцкой профессиональной музыки, Заслуженного деятеля искусств РСФСР Петра Чонкушова
Его произведения открыли новые пути для свободного развития национального искусства. Для Калмыкии Чонкушов больше, чем композитор. Творчество маэстро – это настоящая сокровищница. Он сумел пронести любовь к своему краю и своему народу через года и поколения.
Кадры «Элистинского вальса» в исполнении Заслуженной артистки России Валентины Ильцарановой вошли в Золотой фонд нашей ГТРК. Композиция знакома каждому жителю республики. Но не все знают, что музыку к стихам Народного писателя Калмыкии Алексея Балакаева написал Петр Чонкушов. Благодаря песням к композитору пришли признание и всенародная любовь. «Харада», «Иньгтян» также одни из самых любимых и часто исполняемых среди вокалистов композиций. Его произведениям всегда была уготована счастливая судьба. Как только автор передавал нотную рукопись певцам, она разучивалась и исполнялась сразу, тотчас находила своего слушателя, вспоминает коллега, Заслуженный деятель искусств Калмыкии, музыковед Лариса Сафарова. Сейчас она проживает в Волгограде. Лариса Григорьевна долгие годы работала бок о бок с маэстро, и даже является автором монографии о Чонкушове. В то время Сафарова была заведующей отделением «Теории музыки», а Чонкушов - преподавателем. Он никогда не писал «в стол», говорит она.
Жизненный и творческий путь маэстро – пример не только для его потомков. Петр Чонкушов родился в Москве, 7 декабря 1930 года в семье бывшего политрука эскадрона – Очира Баторовича. Мама Джиджни Шопеновна была первой калмычкой-шофёром. Они смогли привить сыну любовь к литературе и музыке, которые и определили его будущее. Петр, с детства очень любил читать. Мальчика увлекали литература и история. В три года малыш чисто интонировал любимые детские песенки и калмыцкие протяжные, что пела ему мама, в четыре - уже играл на балалайке.
Пётр с большим рвением стремился к познанию музыкальных «тайн». Он поступает в музыкальное училище имени Октябрьской революции и готовится к сдаче первой сессии. Но его, как и всех земляков, ждала ссылка в Сибирь и возвращение на Родину, спустя 13 лет.
Чонкушов понимал, что необходимо учиться дальше, чтобы стать настоящим композитором. В июне 1967 года пришло письмо в Министерство культуры Калмыкии, в котором говорилось о выделении целевого места для обучения в Казанской Государственной консерватории. Решено было отправить Чонкушова. Тогда ему было почти 37 лет. Но экзамены были сданы с лёгкостью. В Татарстане молодой автор постигал главные задачи - изучал основы композиторской профессии, жанровые особенности, истоки и характер калмыцких народных мелодий.
По окончании консерватории Чонкушов поднялся на новую ступень жизни. Пётр Очирович пишет музыку к спектаклям Калмыцкого драматического театра «Бумбин орн», «Кенз байн», «Булгун», «Гимн матери», балет «Усн», созданный по мотивам калмыцких народных сказок. Работает в крупных жанрах - «Степные эскизы» и «Рапсодия на калмыцкие темы» для оркестра калмыцких народных инструментов. В 1992 году композитор, специально для молодого Камерного оркестра под руководством Надежды Нуркаевой, пишет «Поэму для скрипки и камерного оркестра».
За годы учебы им был создан разножанровый творческий багаж – «Фантазия на калмыцкие темы для эстрадного оркестра», а также «Вариации на калмыцкую тему», «Сонатина для скрипки и фортепиано», который были позднее записаны на пластинку Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия». Кстати, она хранится в музее Элистинского колледжа искусств, который носит его имя. Его творчество было понятно и интересно каждому - и профессиональному музыканту, и простому обывателю.
За годы творчества маэстро создал около двухсот произведений. Среди них шестьдесят песен, музыка к десяти театральным постановкам, балетам, 25 крупных инструментальных сочинений для оркестра различных составов, около 60 пьес для учащихся детских музыкальных школ.
Перед каждым из названных жанров уместно слово «впервые». С творчеством Петра Чонкушова в национальную культуру республики вошли такие формы, как вариация, опера-балет, концерт, реквием, вокально-симфоническая поэма.
К 90-летию со Дня рождения маэстро в Элистинском колледже искусств стартуют юбилейные мероприятия. В этом году они пройдут в онлайн-режиме. «Музыка длиною в жизнь», так называется биографический видеофильм, посвященный жизни первого профессионального композитора Калмыкии Петра Чонкушова. Он подготовлен педагогическим коллективом и студентами. Элистинский колледж искусств - единственная в республике кузница профессиональных кадров в этой сфере. Они - гордость ярких творческих коллективов – театров, оркестров, ансамблей, а также музыкальных и художественных школ и студий. В 1997 году учреждению было присвоено имя Петра Очировича Чонкушова – ярчайшего композитора, но в жизни - очень скромного человека, чье имя даже вошло в Золотой зал Славы в Нью-Йорке за вклад в культуру человечества.
Память о Чонкушове его коллеги и последователи сохранили в созданном фильме о жизни и творчестве великого композитора.
Имя композитора широко известно не только в нашей республике, но и за её пределами. Его произведения с успехом исполнялись в Германии, Испании, Франции, Голландии, Ираке.
Творческое наследие великого калмыцкого композитора – это национальное сокровище. И все это бережно хранят его последователи, ученики и родные.
За вековую историю калмыцкая земля взрастила немало талантов. И преемственность поколений сохраняется. Примером может послужить внук Петра Очировича - солист Московского камерного оркестра Петр Чонкушов - младший. Он любит исполнять «Поэму для скрипки», написанную дедом в 1992 году. Музыка очень тонко отражает дух того времени. Именно ее молодой артист представил в Кремле, на юбилейном концерте, посвященном 100-летию калмыцкой автономии.
Среди созданных Чонкушовым произведений: «Степные эскизы» и «Вечер в Хотоне». Их фрагменты использовал Заслуженный деятель искусств республики Савр Катаев в музыкальном подношении, посвященном всем юбилейным датам в этом году, в том числе и 90-летию Петра Очировича. Они прозвучали в исполнении Народного артиста Калмыкии Арслана Шовгурова, Национального оркестра КалмГУ и студентов колледжа искусств.
Савр Катаев вспоминает, что на выбор нынешней профессии повлияла встреча с маэстро. 11-летним мальчишкой Савр приезжал на конкурс домбристов. Председателем жюри был Петр Чонкушов. Заняв 9 место, юный музыкант принял решение сменить домбру на баян. Спустя много лет Савр Катаев, будучи Заслуженным деятелем искусств Калмыкии, стал в 2008 году дирижером Национального оркестра Калмыкии и выступил в программе памяти Петра Чонкушова.
Чонкушовым написаны многочисленные песни, цикл романсов «Зов апреля» на стихи Давида Кугультинова, баллада-монолог «Вечный огонь» на стихи Константина Эрендженова, вокально-симфоническая поэма «Сын степей», кантата «Вечный огонь» по произведениям Константина Эрендженова, «Реквием-воспоминание» на стихи Лиджи Инджиева и Николая Санджиева.
Петр Чонкушов всегда стремился придать своим песням не просто национальное звучание, ему важно было глубинное осознание своих этнических корней, желание быть услышанным своим народом. За создание произведений крупной формы, в том числе и вокально-симфонической поэмы «Сын степей», Петр Очирович Чонкушов в 1980 году удостоен звания Лауреата Республиканской Государственной премии имени Оки Городовикова.
Заветной мечтой его было создание оперы. Эпос «Джангар» для Чонкушова, по его собственному признанию, был священной книгой, в которой дорого всё: каждая строка, каждое слово. Премьера оперы-балета состоялась 25 августа 1990 года в Элисте, в дни празднования 550-летия калмыцкого эпоса. Как дань памяти всем, кто пережил страшную трагедию – депортацию калмыков в Сибирь создан «Реквием-воспоминание» Петра Чонкушова. Исполнение «Реквиема» 27 декабря 1993 года нельзя назвать ни премьерой, ни событием в музыкальной жизни. Это что-то большее, вспоминают коллеги.
Хотя сам Чонкушов не считал себя уникальным. Просто любил и чувствовал музыку. Творил то, что создавала его душа. А это дано не каждому.