Как предотвратить подростковые самоубийства?
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов потребовал от Министерств здравоохранения и образования России срочно принять меры в связи с ростом числа самоубийств среди детей. Говоря о проблеме, он отметил, что несовершеннолетние, попадая в кризисную ситуацию, не могут оставаться один на один со своими проблемами. Какова ситуация в Калмыкии?
Уполномоченный по правам ребёнка по Республике Калмыкия Ольга Умгаева сообщила пугающие данные.
«У нас 3 законченных суицида, 20 попыток, которые, к счастью были остановлены. Это данные за прошлый год. Они превышают показатели предыдущих периодов. Может быть, в натуральных величинах они не столь резки, как в других регионах. Но, тем не менее, по численности населения мы в 10 тех регионов, которые, к сожалению, занимают нехорошее место», — сообщает Ольга Умгаева, уполномоченный по правам ребёнка в РК.
Судебно-медицинский эксперт Галина Доренко, которая вот уже более 10 лет в профессии, говорит, что очень тяжело фиксировать попытки суицида, поскольку многие родители не обращаются в больницу или сами попытки не рассматриваются как намерение покончить с жизнью. В таких случаях необходимо своевременное вмешательство психологов, именно для этого они есть во всех школах. Более того, регулярно проводится профилактическая работа с учащимися.
«Словесно ребенок дает какие-то предупреждающие знаки. Это могут быть фразы: «Жизнь не интересна. Жизнь не имеет смысла. Без меня вам будет лучше жить». В поведенческом характере ребенок ведет себя нетипично, неадекватно. Он дарит любимые вещи окружающим, то есть, желая уйти из жизни, он хочет оставить хорошее впечатление окружающим», — рассказывает Наталья Шалхакова, психолог БУ «Центр психолого-педагогической помощи в сфере образования».
Записки, иногда оставляемые самоубийцами, отчасти объясняют причины их поступков. И всё же, почему подростки решаются на это?
«Взаимоотношения со сверстниками, непонимание одноклассников, неразделенная любовь, взаимоотношения с родителями, личностные отношения к учебе», — говорит Инна Очинкаева, психолог отделения социальной помощи семье и детям БУ РК «РКЦСО».
И всё чаще ворвавшийся в нашу жизнь интернет уводит детей в виртуальный мир, замещая собою реальное общение. А потом и диктует необъяснимые с точки зрения окружающих поступки. Вот почему вновь повторяют встревоженные психологи и педагоги, невидимая нить, объединяющая родителей и их детей никогда не должна прерываться.
Элла Хаптаханова, Сергей Очиров, Церен Колдаев, Николай Хулхачив