Малокомплектные школы: быть или не быть?
Уроки для двоих. Это не частное репетиторство, а вполне реальная картина ученических будней. Малокомплектные школы республики на сегодняшний день испытывают комплекс проблем, связанных как с процессом обучения, так и с кадровыми работниками. В большинстве из них количество учащихся не превышает 50 человек. А, порой, и 10-ти. И до сих пор однозначного ответа на вопрос, как существовать таким учебным заведениям, нет. С одной стороны, село держится на школе, но с другой — финансирование их порой нерентабельно.
Вместе на уроки, вместе домой. Наран Улеев и Цагана Касаева даже сидят за одной партой. Причина их крепкой дружбы проста — они единственные 11-классники Чолун-Хамурской средней школы.
«Чем меньше людей, тем сильнее мы сплочены», — считает Наран Улеев, ученик 11 класса Чолун-Хамурской средней школы.
Однако, признаются ребята, и минусов тоже немало: Нарану не с кем погонять мяч во дворе, а Цагане не перед кем похвастать нарядами. Кроме того, если в классе всего два ученика, значит, к доске приходится выходить каждый день. Потому и к урокам надо готовиться тщательнее. Но учителей это только радует. К тому же, говорят они, чем меньше учеников, тем легче донести знания, потому занятия в малокомплектных школах больше напоминают репетиторство.
«В классе 2 ученика, поэтому за урок мы успеваем все: опросить домашнее задание, объяснить новую тему, повторить, закрепить, даже остается время для того, чтобы выполнить домашнее задание», — рассказывает Алевтина Шараева, учитель калмыцкого языка.
Старожилы поселка с грустью вспоминают, как в давние времена коридоры их школы были заполнены детьми, и за сотни метров был слышен звонкий смех. Теперь это уже в прошлом. За последние годы наблюдается пугающая тенденция: количество учеников неуклонно сокращается.
«Существует такая проблема: малая наполняемость классов. Это связано с тем, что наши дети сюда не возвращаются, так как здесь нет работы», — говорит Светлана Бембеева, директор Чолун-Хамурской средней школы.
Сегодня на 28 учеников школы приходится всего 16 учителей-предметников. Всего же в поселке, где проживает 284 человека, в детский сад ходят шестеро детей разного возраста. Однако нельзя с уверенностью сказать, что эти дети будут ходить в Чолун-Хамурскую школу. Неизвестно и то, будет ли она вообще существовать. И похожая ситуация наблюдается почти во всех районах. С одной стороны, содержание малокомплектных учебных заведений обходится слишком дорого, но с другой — без школы в маленькие населенные пункты не будут приезжать молодые специалисты, которых и без того немного. А это поведет за собой вымирание села.
Надежда Азыдова, Церен Колдаев