В коллекции Национального музея пополнение
В коллекции Национального музея пополнение. 5 буддийских танок возвращены на родину спустя 70 лет. Калмыцкие святыни все это время бережно хранил у себя житель Бурятии. О долгой дороге домой калмыцких реликвий и истории их возвращения Санджирма Батаева.
Такие знаки ставились, когда над танкой после завершающего мазка иконописца проводился обряд освещения и она «оживлялась» священнослужителями, рассказывает пришедший на торжественную передачу икон заместитель министра культуры Николай Санджиев. В последнее время коллекция музея действительно пополняется уникальной коллекцией танок. У переданных сегодня в музей 5-ти танок своя история. Наш земляк Юрий Мишкин, проживающий много лет в Башкирии, посетил в этом году Иволгинский дацан в Бурятии. И во время встречи с хамбо ламой Дамбой Аюшевым к нему подошел, бурят и поинтересовался не из Калмыкии ли он. Вот так житель Бурятии имя его, к сожалению, неизвестно, выполнил последнюю волю своей тети. Как выяснилось, в 1943-м году она со своей мамой жила на станции Боготол Красноярского края. Историю появления в Бурятии этих икон он рассказал Юрию Мишкину, которому доверил до конца выполнить эту миссию.
Более 70 лет понадобилось, чтобы калмыцкие святыни вернулись на родину. Потрясающая драматизмом, трогающая до глубины души история их возвращения. Обреченные на смерть женщины — калмычки спасали буддийские иконы. Они бросали танки в толпу людей, в надежде, что сохранят их. И волею случая их спасла девочка — бурятка.
К сожалению, за годы жизни этой жительнице далёкой Бурятии так и не удалось побывать в Калмыкии. И лишь перед смертью она взяла слово со своего племянника, что он обязательно вернет ценности калмыкам. Возможно, эти пять танок принадлежали разным родам, поскольку в калмыцкой семье не принято было хранить больше одной танки. И в буддийской традиции после изготовления иконы не принято подписывать. Как правило, они безымянные, анонимные.
Говорит ведущий научный сотрудник Учреждения Российской Академии наук КИГИРАН, доктор искусствоведения, заведующий музеем традиционной культуры имени Зая-пандиты Батырева Светлана: «Мы с трепетом рассматривали эти вещи. Они несут следы хранения не музейного, они были свернуты. Что-то уже утрачено, немного покрыты плесенью, блеклые потертые. Вещи очень разные многосюжетные и с изображением лхамов, и с изображением Хаягривы, и бога богатства. Это и Зеленая тара. Очень разные по стилю изображения, скорее всего, сделанные рукой разных мастеров. Представители разных иконописных школ».
Вновь обретенные иконы будут отреставрированы и впоследствии будут выставлены в одном из экспозиционных залов музея.
Появление еще одной зеленой тары в музее благотворно повлияет на процветание всего калмыцкого народа.
Эта еще одна страница истории калмыков, связанная с их депортацией, ведь за время ссылки в Сибирь таких случаев было много, но, лишь некоторые ценности подчас необъяснимым образом возвращаются назад домой.