23 ноября, 02:50
 6 °C
107,43
102,58
  • баннер
Анонс
  • Вести «Калмыкия»: смотрите ежедневно на телеканале «Россия 1»
  • Главные новости Калмыкии в еженедельном выпуске «Местное время. Воскресенье»
  • Слушайте Радио России — 102,7 FM
28 июля 2012, 19:28

Орлов: в бюджете Калмыкии заложено 200 млн. рублей на соцподдержку репрессированных

Орлов: в бюджете Калмыкии заложено 200 млн. рублей на соцподдержку репрессированных

Алексей Орлов стал гостем программы «Первые лица». Глава региона рассказал об итогах встречи с министром финансов Антоном Силуановым, о прошедшем в Москве Госсовете, о социально-экономическом развитии республики и о многом другом.

«16 июля вы принимали участие в Госсовете. Вопросы, которые там поднимались, для региона чрезвычайно важны. Какие для себя вы определили приоритеты и что наметили как план действий?» — интересуется ведущий программы Элла Хаптаханова.

«Вы правы, что последнее заседание Государственного совета России состоялось именно в интересах регионов. Речь шла об эффективности управления, о качественно новом составе управления регионами и повышении качественного уровня жизни. Вопросов было много. Президент главной и красной нитью своего выступления вывел следующее: на сегодняшний день основная задача всех ветвей власти, на всех уровнях состоит в том, чтобы добиться перехода к новому уровню жизни. Были поставлены конкретные задачи. Много говорилось о централизации власти, о передаче полномочий регионам, в частности были обозначены такие проблемы, как экологическая безопасность, безопасность особо опасных объектов, пассажирские перевозки, весовой контроль и много другое, что в самое ближайшее время будет возвращено на региональный уровень. В связи с этим, безусловно, возникает много проблем и вопросов. Каким образом будет осуществляться эта передача полномочий? Для руководителей территорий, руководителей субъектов России было понятно, что отныне придется брать на себя огромную долю ответственности, в том числе и за состоянием дел в этих сферах. Децентрализация власти предполагает и взаимную ответственность как федерального центра, так и региональных властей. С передачей полномочий передадутся и финансовые обязательства. Безусловно, это послужит для определенных регионов еще одним импульсом для развития территорий. Так как это должно произойти, например, в нашей республике. Было сказано, что в ближайшее время будет выпущено постановление РФ, где будет обозначен перечень пилотных регионов, где подобная децентрализация произойдет. ЮФО стоит в этом перечне, а значит, все это предстоит делать нам. Кстати, на заседании правительства мы говорили об этом. Я предложил правительству уже сегодня, не дожидаясь выхода постановления правительства РФ, обозначить круг тем и полномочий, которые будут в скором времени переданы в республику, начать подготовительную работу в этом направлении. Это создание рабочих органов в рамках существующего аппарата правительства, потому что в связи с передачей полномочий, безусловно, мы пойдем на реформу, реорганизацию всего состава правительства. Пока на сегодняшнем этапе в рамках действующего состава правительства, можно и нужно подготовительную работу вести.

Президент говорил о своей предвыборной кампании, о своих предвыборных обещаниях, о своей предвыборной программе, которая в течение месяца перед выборами активно обсуждалась. Но президент отметил следующую деталь: эта программа стратегического развития страны. То, что 7 мая президент стал претворять ее в жизнь своими указами и поручениями, это требует ежедневного мониторинга. Это основной момент на чем сделал упор президент в своем докладе. Те указы и поручения, которые в рамках претворения предвыборной программы В. Путина были опубликованы, сегодня должны иметь четкий контроль и мониторинг. Создана экспертная рабочая группа в составе администрации президента. Я предложил своим коллегам из правительства провести подобное у нас в республике. Кстати нечто подобное у нас существует. Мы периодически, в том числе и сегодня, будем рассматривать перечень поручений главы республики, которые выдаются каждый раз правительству, ведомствам, по результатам моих поездок по районам. Недавно мы говорили о выполняемости таких поручений, в пределах 66-67%. Мы еще будем обсуждать несколько районов. Контрольный орган в республике существует. Но я полагаю, что стоило перенять опыт у президента и создать у нас в республике экспертную группу, группу из чиновников, привлечь туда и общественные силы республики для того, чтобы жители республики знали суть поручений как главы государства, так и главы региона, и как идет их реализация на сегодняшний день. Это основное, что я подчеркнул для себя из результатов работы Госсовета.

Немаловажным было и то, каким образом реализуются права предпринимателей, инвесторов, какова суть инвестиционной привлекательности региона. Об этом говорил в своем выступлении председатель правительства Д.Медведев. В стране был создан институт уполномоченных по правам предпринимателей. Я предложил правительству республики в самое кратчайшее время разработать нормативно-правовую базу для создания подобного института в Калмыкии. Потому что мы крайне заинтересованы в инвестициях. Наш регион может и должен стать инвестиционно привлекательным. За последние годы нам удалось сделать в этом направлении немало. У нас существует, работает и реализуется ряд интересных, масштабных инвестиционных проектов. Это и альтернативная энергетика, это и мясоперерабатывающая отрасль, это и животноводство республики. Для того чтобы придать новую окраску этой работе, упорядочить и навести жесткий контроль в этом направлении, полагаю, что институт уполномоченного по правам предпринимательства, инвестиций в республике поможет и должен дать определенные положительные результаты.

— Что конкретно вы для себя наметили в инвестиционной привлекательности региона?

— Это проект, о котором мы долго говорили и который сегодня находится на финальной стадии ее воплощения. Это строительство завода по производству крахмала и завода комбикормов в Яшалтинском районе. Сумма проекта — более 4 млрд. рублей. На сегодняшний день у нас есть потенциал для того, чтобы осенью текущего года приступить к его реализации. Мы подписали заключительные соглашения и протоколы с нашим инвестором. Это одна из ведущих словенских компаний. Мы предварительно провели переговоры во внешнеэкономическом банке страны, который послужит финансовым гарантом выполнения этого проекта. Я полагаю, с учетом уже действующих объемов инвестиций Калмыкия к концу года может перешагнуть 10-миллиардный рубеж инвестиционных вливаний в экономику региона. По сути это идет реализация той концепции социально-экономического развития региона, которую мы опубликовали год назад. В течение этого года в этом направлении нами сделано немало. Конечно, это не все, нет итоговых результатов. Но по крайней мере эти проекты живы, они реализуются. Я убежден, что с теми темпами и той динамикой, которая ведется в этом направлении, мы уже в следующем году может ожидать результаты реализации этих проектов. Например, мясоперерабатывающий комбинат в Кетченеровском районе. В мае 2013 года мы планируем выдать первую продукцию.

— Что еще на заседании Госсовета вы для себя отметили?

— Президент говорил об ответственности глав субъектов за происходящее в регионе, за уровень жизни жителей, за экономическое и социальное развитие региона. Говорил, что иногда наши экономические показатели, статистические данные «позволяют того или иного главу немедленно поместить на доску почета». Но в то же самое время существует еще один критерий оценки эффективности деятельности главы региона — общественное мнение, удовлетворенность населения теми или иными государственными услугами, которые оказываются в регионе, удовлетворенность населения уровнем жизни. По этому параметру статистические данные не совпадают иногда с ожиданиями и чаяниями населения. У нас неплохие результаты, у нас есть потенциал для того, чтобы превратить эти результаты в хорошие и отличные. У нас есть удовлетворенность населения некоторыми видами государственных услуг — здравоохранение, образование. Безусловно, не достаточно тех мер, которые мы на сегодняшний день предпринимаем для того, чтобы удовлетворить населения на «отлично». Но по крайней мере никто не отнимет то, что мы делаем. Мы делаем и делаем много. С 2011 года мы трижды пошли на увеличение заработной платы всем работникам бюджетной сферы, мы пошли дважды на уменьшение тарифов для наших предпринимателей.

В правительстве разрабатывается проект постановления. Проект возможности передачи полномочий главам субъектов РФ предъявлять претензии, вопросы к руководителям органов федеральной исполнительной власти и высказывать свое мнение непосредственно руководителям. то есть получается рычаг обратной взаимной связи. Если глава субъекта отвечает за общее положение дел в регионе, значит, он должен потенциально иметь все возможности, в том числе кадровые, решать вопросы на всех уровнях.

— Выборность глав региона и возможность досрочных выборов в Республике Калмыкия активно обсуждается в массах.

— Он интересен потому, что в последнее время по этому вопросу ходят активные слухи, если хотите спекуляции. У меня достаточно четкое и ясное понимание ответа на этот вопрос. Он лежит только в юридической плоскости. Во-первых, 15 июля в РФ завершился прием подачи заявлений о добровольной отставке в тех регионах, где срок полномочий губернаторов заканчивается в текущем году. Значит, ни о каких других выборах в Республике Калмыкия осенью текущего года, кроме как выборов глав РМО, не может быть и речи. Полномочия, данные мне Народным Хуралом, как главы республики истекают в октябре 2015 года. Поэтому на сегодняшний день любые инсинуации на эту тему бесперспективны и беспочвенны. Я работал и продолжаю выполнять обязанности главы региона, делегированные мне Народным Хуралом и представленные главой государства.

— на прошлой неделе вы встречались с руководителями федеральных ведомств, в частности с министром финансов Антоном Силуановым, с Виктором Масляковым. Какие вопросы обсуждались? Что для нас важно в этих встречах?

— мы до сих пор регион высокодотационный, регион с депрессивным уровнем экономики. Безусловно, нам нужна поддержка. В течение полутора лет федеральный центр эту поддержку неустанно и планомерно оказывает. В нынешнем году мы подходим к новому этапу работы с Министерством финансов России. Динамика налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты всех уровней республики позволяет нам сегодня говорить о том, что мы стоим на пороге выхода из категории высокодотационнных регионов. Это дает региону иные возможности для того, чтобы поднять реальный сектор экономики. Мы обсуждали эту тему, когда Минфин сочтет возможным к реализации предварительных наших договоренностей. Весной этого года я встречался с исполняющим обязанности министра финансов. Мы обсуждали эту тему и смотрели период, который должен был пройти для Минфина, в течение 2 первых кварталов. Итоги достаточно позитивные. Мы вправе рассчитывать, что в 2013 год мы выйдем из так называемого соглашения, которое существует между федеральным правительством в лице Министерства финансов и регионом, который не выполняет свои обязательства, позволяющие его вывести из категории высокодотационных.

— Что это конкретно дает для республики?

— Это даст нам возможность на сегодняшний день, даже несмотря на наличие огромного государственного долга, пойти на его реструктуризацию. Даст нам возможность привлечь банковские, финансовые и коммерческие институты для финансирования не только инвестиционных проектов, но и для государственных целевых программ. Это даст возможность в полной мере использовать возможности органов исполнительной власти, то есть варьировать их штатность, не выходя при этом за рамки соглашения, которое, к сожалению, действует на сегодня. Это даст возможность в корне реорганизовать всю систему государственного управления. Даст новые управленческие возможности, то есть возможность формирования новых министерств и ведомств. Мы недавно завершили процесс формирования управления ветеринарии с большим трудом. Казалось бы, могли это сделать самостоятельно, но как высокодотационный регион мы полностью в этом плане зависим от соглашения. На следующий год у нас появятся иные возможности. У нас появятся возможности больше внимания уделить культуре, уйти от вынужденной централизации власти в одних министерствах и ведомствах, где иногда, к сожалению, полномочия и ответственность размываются. Все это стало возможным благодаря той динамике финансовых изменений в бюджете региона, которая произошла в последние 2, 5 финансовых года.

— Чем закончились Ваши встречи с Виктором Масляковым?

— на первый взгляд моя встреча может показаться странной с руководством лесного хозяйства страны при том, что территория лесов и лесопадок республики занимает чуть более 5% от нашей общей территории. Но моя главная задача была связана не с этим. к сожалению, Калмыкия из года в год испытывает серьезную угрозу засухи, из года в год мы сталкиваемся с так называемыми ландшафтными, степными пожарами. Это все лежит в компетенции Рослесхоза. к сожалению, более 25 лет наша материально-техническая база (лесопосадочная, техника для мелиорации зон, пожарная) не обновлялась. В связи с этим назрел вопрос о коренном изменении подходов к этому. Да, мы не страдаем от лесных пожаров. Да, наша экономика не так сильно подвержена ландшафтным степным пожарам. Но мы не должны сидеть, сложа руки, ожидая, когда грянет гром. В Министерстве природных ресурсов разработали национальную целевую программу о мерах, принимаемых против степных пожаров, против ландшафтных пожаров. Раньше Элиста была ограждена от суховеев, пожаров сетью лесопосадок. Сегодня этого нет. Мы поставили это во главу угла. В связи с этим я обратился за помощью и поддержкой к Виктору Маслякову. Надо отметить, что и здесь мы нашли полное понимание. Он был удивлен, что четверть века материально-техническая база не обновлялась. Были даны оперативные поручения. Мы работали более часа с документами, с поручениями, которые министр выдавал своим сотрудникам. В этой связи до конца года бюджет Министерства природных ресурсов именно в этом направлении получит более 70 млн. рублей для обновления материально-технической базы, для разработки новых программ, связанных с лесопосадками и пожароопасными мероприятиями на территории Калмыкии. Самое главное мы в следующем году нашу региональную программу вводим в масштабы РФ, и она будет включена в состав плана мероприятий министерства. Это основное, что мы ожидали получить от Министерства лесного хозяйства страны.

— Состоялось координационное совещание по вопросам обеспечения правопорядка среди молодежи. На нем вы отметили деятельность правоохранительных органов как неудовлетворительную. Почему такое внимание уделяется этому вопросу? Судя по тому, насколько внимательно вы относитесь к этому вопросу, создается впечатление, что эта проблема приобретает угрожающий характер.

— Это факт. вы посмотрите статистику, слава Богу, мелких правонарушений. Это дворовые драки, иногда они происходят на мальчишеском уровне. Но иногда они перерастают в нечто серьезное. В выходные дни в ночных заведениях стычки, столкновения между молодыми людьми стали правилом. Сегодня семейный поход в такое ночное заведение иногда чреват последствием. Туда ходит определенный, сложившийся контингент. Я здесь не перегибаю палку, когда говорю, что правонарушения именно в молодежной среде имеют тенденцию к росту. В то же самое время я говорю о том, что это стало правилом. Именно мелкие драки, стычки проходят мимо внимания наших правоохранительных органов. Я понимаю, это сложная и кропотливая работа, что по некоторым правонарушениям невыгодно заводить дела, заведомо неперспективные. Это правда жизни. Но это наша жизнь, жизнь наших сограждан. Поэтому мы должны сделать явный и сильный акцент на профилактическую работу. к сожалению, те профилактические меры, которые сегодня предпринимаются как республиканскими, так и городскими и районными властями не приносят должного результата. Фактор снижения уличной преступности — профилактика со стороны правоохранительных органов, постоянного и ежедневного мониторинга и контроля со стороны патрульно-постовой службы над заведениями, которые являются очагами подобных правонарушений. Постоянные точки патрулирования, постоянные наряды полиции, сам факт присутствия человека в форме может и должен действовать отрезвляюще.

— вы не принимаете во внимание работу добровольных дружин?

— Да, это хорошая инициатива. Мы в правительстве разрабатываем нормативно-правовую базу. Мы обязаны в связи с теми явлениями, которые участились в последнее время, активизировать работу в этом направлении, это факт. Я дал срок — осень текущего года, следующее заседание координационного совещания при главе республики, на которой будем обсуждать результаты выполнения моих поручений.

— Самым обсуждаемым вопросом в эти дни стала ситуация подача массовых исковых заявлений в городской суд о выплатах компенсаций репрессированным жителям республики. Как вы полагаете, как возникла эта ситуация, какова ваша позиция по этому вопросу?

— Это, безусловно, необычная ситуация для Калмыкии, для Росси в целом по 3 основным причинам: массовость, единообразие исковых заявлений и сам факт обращения в суд в связи с периодом репрессий. Сам факт не обсуждается. Это факт, данный каждому из нас Конституцией страны. Свободное волеизъявление, свободное обращение в судебные инстанции — это конституционное право каждого из нас. В 1943 году в жизни нашего народа начался новый этап, этап новых испытаний. Пожалуй, нет ни одной семьи, которая бы не испытала на себе режим репрессий. Годы высылки, гибель многих наших близких. Сам этот факт вызывает боль и страдание у нашего народа. Но государство нашло в себе силы это признать. В 1956-1957 годах эта работа началась. Вышли указы о реабилитации народов Калмыкии. Начался период возвращения, возрождения народа. С 1991 года начался иной этап реабилитации, этап законодательного признания факта репрессий и материальной и моральной компенсации. Хотя по сути это компенсировать невозможно никогда. Это трагедия нашего народа. С 1991 года и до сегодняшнего времени те, кто отнесен к статусу репрессированных, получали и получают материальную государственную социальную поддержку. За прошедший период сумму всех выплат оценить сложно. Произошло несколько экономических кризисов, деноминаций рубля. Материальная компенсация за потерю имущества в те годы составляла от 8 до 9 тысяч рублей. Льготы, оказание преференций — это сотни тысяч рублей. Закон от 1991 года работает непрерывно. Говорить на сегодня, что он не исполняется на территории республики, нельзя. Подобного рода обращения в судебные инстанции бесперспективны. Ссылки на практику Европейских судов по соблюдению прав человека несостоятельны, не имеют юридической основы. Потому что государство уже сделало шаг юридически в этом направлении. В 1991 году к этой категории граждан было отнесено более 4 млн. человек. Только по Калмыкии на сегодняшний день около 30 тысяч человек относятся к этой категории, и исправно получают социальную поддержку в этом направлении более 22 тысяч. В бюджете республики на сегодняшний день заложено более 200 млн. рублей на государственную поддержку репрессированных.

Этому способствовали разные силы. Кто по неведению, кто с умыслом. В течение последней недели тысячи наших граждан обратились с исками в судебные инстанции. Хотя могли сделать это по действующему законодательству почтовым переводом. не нужно было создавать огромные толпы, не нужно было томить наших бабушек и дедушек в стоянии в очередях. Но организаторы подобных мероприятий, наверное, искали другого, массовости протестных настроений в регионе. Нельзя спекулировать на национальной трагедии, на боли, страданиях наших людей, на априори понимая бесперспективность или призрачную перспективу получения каких-то выгод. Власть стояла и будет стоять на защите законных интересов всех репрессированных граждан Калмыкии. Я сделаю все, чтобы эта социальная поддержка оказывалась в полном объеме без каких-либо задержек. Я сделаю все, чтобы эта помощь из года в год росла. Я буду добиваться у федерального центра большей экономической поддержки для того, чтобы социальные и материальные льготы и гарантии стали ощутимой основой для вашего жизнеобеспечения. Я убежден, что только вместе с вами мы в состоянии это сделать, в состоянии наладить ситуацию в регионе, сделать все возможное, чтобы экономика в регионе росла и крепла. Как глава региона я сделаю все, чтобы не допустить раскола нашего народа, чтобы не допустить влияния добросовестных лиц на такую горькую историю нашей жизни.

 Смотрите наши видео на YouTube!
Вперёд
Новости на канале Россия 24
    Социальная сфера

    Политика

    Образование

    Культура

    Спорт
    Здравоохранение
    Экономика
    Происшествия