Как сохранить исчезающие языки?
Как сохранить исчезающие языки? Актуальную тему сегодня обсуждали в широком кругу — ученые педагоги, представители учительского сообщества, чиновники. Все они участники научно-практической конференции, организованной в рамках традиционных «Волковских чтений» в Элисте. Подробности у Дмитрия Ивахненко.
В докладах, посвященных данной проблеме, сегодня звучат совсем неутешительные данные.. Из 6 тысяч языков в мире почти 2, 5 тыс находятся под угрозой вымирания. А вот в России проживают народы, говорящие на 240 языках. К тому же в нашей стране законодательно закреплено право на сохранение родного языка и создания условий для его изучения и развития. Потому многие субъекты Российской федерации вопросы, связанные с языками, решают самостоятельно, обеспечивая экономическую, социальную, юридическую защиту. Что же касается нашей республики, то калмыцкий язык наряду с русским объявлен государственным. Однако, как отмечают участники конференции, к сожалению, предпринимаемые меры не дают ожидаемых результатов. На радном у нас говорят всего лишь 5 — 7% населения. По данным ЮНЕСКО, если процент владеющих родным языком менее 70 , это будет означать, что язык под угрозой вымирания. К числу исчезающих в таком случае можно отнести и калмыцкий. Но ведь у нас, по словам замминистра образования и науки Раисы Дякиевой, есть все необходимое для сохранения языка. Имеется своя письменность, учебные заведения готовящие кадры, принимаются Законы, плеяда ученых. Принимаются меры государственной поддержки сохранения и развития языка.
Предпринимаемые меры своевременны и важны, однако, по мнению участников, назрела необходимость разработать концепцию сохранения языка. Проект этнокультурного развития системы образования РК и был представлен доктором педагогических наук, профессором Калмуниверситета Аркадием Панькиным. В нем нашел отражение комплекс мероприятий, направленных именно на возрождение языка, на его спасение.
Свое мнение по вопросу сохранения калмыцкого языка высказал и профессор Дагестанского госуниверситета Магомед Рамазанов. Ученый считает, что предпринимаемые руководством степного региона меры, при поддержке самих носителей языка, в любом случае приведут к позитивным результатам. Ситуация в Калмыкии, вовсе не критическая. По сравнению с многонациональными республиками, такими как Дагестан.
Делились опытом работы и представители Чувашии. В основе преподавания и воспитания — живая педагогика. Как оказалось, принципы и постулаты ее весьма просты и понятны.
Обсуждение столь актуальной темы как сохранение исчезающих языков было продолжено на заседаниях секций.