История Шаттинской коллекции получила продолжение…
80-летний Лиджи Инджиев живет в Кегульте, в поселке расположенном в двадцати километрах от Шатты, в окрестностях которой и были обнаружены буддийские реликвии. Сюжет об уникальной находке, переданной в дар Центральному хурулу, Лиджи Бембеевич видел в Вестях. Позвонил в редакцию. И сообщил, что может рассказать о некоторых фактах, которые, возможно, будут интересны для исследователей. Встреча со съемочной группой состоялась. В интервью ветеран поделился впечатлениями от увиденного на «голубом» экране. По его словам, впервые в жизни он испытал такое волнение, что не смог сдержать слезы. Ведь это воистину «божественное явление».
Лиджи Бембеевич принимает решение. Выехать на место, где были обнаружены буддийские святыни. В дороге он продолжит рассказ. По его словам, после просмотра видеосюжета, в памяти возникли картины далеких шестидесятых годов прошлого столетия. Это было время хрущевской оттепели, когда сосланные в годы войны в Сибирь калмыки возвращались в родные степи, и с небывалым энтузиазмом возрождали «свои Пенаты». Двадцатиоднолетний Лиджи Инджиев вместе со сверстниками подался в животноводы. Чабанские стоянки, где работали молодые овцеводы, располагались в окрестностях Шатты. Вскоре семья Инджиевых переехала из Шатты в Кегульту. Однако, невзирая на годы и расстояния, Лиджи Бембеевич помнит поименно всех, с кем он работал и общался. А вот местность — запомнилась ему курганами. На центральный, по его словам, часто приходили «гелюнги» — те, кто тайно продолжал служить церкви. Проводя там обряды, конечно же, они рисковали. Ведь любое богослужение при той власти было чревато серьезными последствиями.
Лиджи Инджиев в обществе старшего чабана Савра Аманкаева и его дяди, обнаружившего священный клад Николая Иванова. Первым делом ветеран интересуется у собеседников, не принадлежала ли эта стоянка Гари Эняеву. Услышав утвердительный ответ, Инджиев радуется, и тут же со словами: «я вижу тот самый курган, куда часто наведывались гелюнги», направляется в его сторону. А еще, по словам старожила, рядом должен быть колодец для водопоя овец. Как оказалось, его до сих пор эксплуатируют. И вот перед ними тот самый курган, хранивший тайну буддийских монахов не один десяток лет.
Между тем, «шаттинская коллекция» — явилась предметом научного исследования. По мнению Анджи — гелюнга и главного специалиста Национального архива Бемб Шантаева, святыни, скорее всего, были вывезены из Алцын-хутинского хурульного комплекса, который располагался примерно в шести — семи километрах от тех мест, где они были спрятаны. Произошло это в грозные 30 — тые годы прошлого столетия, когда была объявлена в стране непримиримая борьбы с церковью. Позолоченные статуэтки Будд, уверены, были привезены монахами из Тибета, все остальные — дело рук местных мастеров, служивших при хурулах. Удалось расшифровать и некоторые фрагменты. Например, вышитые буквы легко сложились в коренную мантру Ямантаки, а эти предметы явно фрагменты астрологической диаграммы.
И это только начало глубокого научного исследования найденных буддийских реликвий.