Жемчужина степного края
Хошеутовский хурул — памятник уникальный. Он был возведен сразу после победы российской армии над Наполеоном. Подобные сооружения, символизирующие боевое братство народов в Отечественной войне 1812 года, на юге России появились в более поздние годы. Вдохновителями столь грандиозной идеи выступили сами участники боевых сражений.
По многочисленным письменным свидетельствам князь Серебджаб Тюмень, приглашенный Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград, был поражен величием Казанского собора. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак — натянутый лук. Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. Работы, связанные с возведением хурула, он доверил своему двоюродному брату Батур-Убуши, который удивительным образом сумел воплотить в проект разные архитектурные стили.
«Использовались традиции как Восточной архитектурной школы, Тибетской, Монгольской, так и европейской. Строители Хошеутовского хурула создали действительно памятник «жемчужину степной архитектуры», — рассказывает кандидат исторических наук Арлтан Басхаев.
Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике Хошеутовского хурула. По мнению ученого, мастера знали свое дело, строили основательно. Неоднократные попытки разрушить храмовый ансамбль приспешникам советской власти не удавались. Вопреки всему уцелел его главный объект — центральное сюме, где проводились все важные мероприятия, носившие не только культовый характер.
«Там праздновали 100-летие победы в войне 1812 года, 300-летие Дома Романовых. На территории Хошеутовского хурула имелась огромная библиотека, где хранилась не только буддийская литература, но и исторические произведения, которые касались истории калмыцкого народа. Там же хранилось и боевое знамя Второго калмыцкого полка», — говорит кандидат исторических наук Арлтан Басхаев.
Хурульный комплекс того времени производил впечатление и восхищал всех, кто побывал в нем. Об этом свидетельствуют воспоминания известных писателей, ученых. Среди них Александр Дюма, Немирович-Данченко, Александр Гумбольдт. Приезжала в Хошеутовский хурул и принцесса из Китая — прямой потомок князей Тюменей. Жемчужина степного края может так и остаться лишь в воспоминаниях, если не обращать внимания на этот уникальный памятник. К счастью, среди нас находятся люди, которым небезразлична его судьба. Инициативная группа из Калмыкии, которую возглавляет Батыр Мучаев, по сути, сдвинула проблему восстановления Хошеутовского хурула с мертвой точки, обратившись к Президенту России Дмитрию Медведеву. С 2010 года федеральный центр направляет средства в Астраханскую область. Часть работ уже произведена.
«Восстановлена крыша, шпили. Самое главное было — уберечь здание от проникновения влаги. У нас появилась надежда, что памятник сохранится», — говорит Батыр Мучаев, уполномоченный главы РК по сохранению культурного и духовного наследия калмыцкого народа в Астраханской области.
Собеседники делятся еще одной идеей, но для ее реализации деньги нужны будут еще в большем количестве, чем на реставрацию хурула: построить мини-копию Хошеутовского комплекса на территории Калмыкии.
Валентина Чучеева, Алексей Ирчинов