•  01
Анонс
  • Вести «Калмыкия»: смотрите ежедневно на телеканале «Россия 1»
  • Главные новости Калмыкии в еженедельном выпуске «Местное время. Воскресенье»
  • Слушайте Радио России — 102,7 FM
24 октября 2013, 17:00

Проблемы исчезающих языков обсудили участники международной конференции в Калмыкии

Проблемы исчезающих языков обсудили участники международной конференции в Калмыкии

По данным ЮНЕСКО, сегодня калмыцкий язык входит в число исчезающих. Проблема его сохранения решается на государственном уровне. Принят закон, действует целевая программа, а при главе региона создан специальный совет по развитию калмыцкого языка, издаются новые учебники. Кроме того, сегодня в Элисте стартовала международная практическая конференция, посвященная этой проблеме. В программе форума несколько направлений. Среди участников — ученые из Москвы, Якутии, Тывы, Бурятии, Чувашии и Волгоградской области.

Доктор педагогических наук, профессор Башкирского госуниверситета Виля Баймурзина говорит, что проблема исчезновения национального языка им знакома. В последние годы предмет родной язык и литература выведены со школьной программы в старших классах. Сокращены часы в средних классах. А в вузах закрывается прием по специальностям «Башкирский, татарский, чувашский языки и литература».

Виля Баймурзина доктор пед.наук (г.Уфа): «До прошлого года у нас обучение шло на 14 родных языках. Это было нашим достоянием. К сожалению, по известным причинам нам создали такую языковую ситуацию. Тем не менее, я зык как средство общения, банк знаний волнует всех нас».

Сотрудник института национальных школ Якутии Розалия Никитина занимается проблемами языка не один десяток лет. При институте действует лаборатория по изучению языков коренных народов Севера.

Все выступающие отмечали значимость каждого языка, поскольку в нашей большой стране проживает более 180 народов, которые говорят более чем на 100 языках и диалектах. Родоначальник ряда идей национального образования в России — академик Геннадий Волков. Его этнопедагогическая концепция национальной школы получила государственное признание. Труды и идеи Волкова и сегодня вдохновляют педагогов на научные исследования в области педагогики.

Собравшиеся в зале последователи академика Волкова — это, конечно же, патриоты своего народа, своей культуры и языка. Поскольку этнопедагогика не мыслима без знания родного языка. Работа конференции продлится до 26 октября. Ну, а завтра участники мероприятия посетят Национальный музей им. Пальмова и проведут заседание круглого стола. В программе — также посещение единственного в городе национального дошкольного учреждения. Это детский сад № 16.

На уроках воспитатели общаются с детьми только на калмыцком. К 5-6 годам они больше воспринимают на слух, пытаются говорить на родном языке. Между тем, по словам педагогов, знания, которые даются здесь, не всегда закрепляются вне стен дошкольного учреждения. В большинстве случаев, дома отсутствует языковая среда.

Всего здесь воспитывается около трехсот малышей. На уроках педагоги стараются использовать самые различные методики преподавания, включая современные технологии. Участники сегодняшнего научного форума уверены, что создание подобных национальных дошкольных учреждений может стать одним из вариантов решения проблемы сохранения языка.

Баира Петрова, Герел Кикеева, Максим Мятежный

 Читайте наши новости в Одноклассниках!
Вперёд
Новости на канале Россия 24
    Социальная сфера

    Политика

    Образование

    Культура

    Спорт
    Здравоохранение
    Экономика
    Происшествия